Управление портфелем продуктов

Основным инструментом управления ассортиментом, является АВС анализ и XYZ анализ. Первый позволяет выявить наиболее популярные товарные позиции с точки зрения увеличения продаж, а второй – наименее популярные позиции с точки зрения хранения на складах. В результате, компания может иметь информацию о структуре запасов с точки зрения их ликвидности (способности превращения в деньги) и доходности.

Стратегия управления портфелем продуктов зависит от цели. Можно выстроить стратегию управления ассортиментом для увеличения прибыли, а можно – для увеличения ликвидности. В первом случае необходимо будет контролировать уровень наценки, а во втором – объем продаж. Если товар продается хорошо, то цель ассортиментной политики в части управления ликвидностью достигнута.

Помимо различных видов анализа и учетных систем, повышению эффективности управления ассортиментом способствует и матрица Бостонской консалтинговой группы. Данная матрица позволяет распределить ассортимент продуктов исходя из соотношения доли рынка и доходности товара. Если доля рынка и доходность не велика, значит, товар только выводится в продажу. В терминологии Бостонской консалтинговой группы такая продукция называется «трудный ребенок». Это означает, что в настоящее время никто не знает, каковы перспективы данного продукта. При управлении бизнес процессами, так же стоит учитывать, что многие вещи в наше время можно упростить и автоматизировать подробнее по ссылке — itvolga.com/uslugi/crm-sale

Продажи вновь выведенного товара могут развиваться по двум траекториям. Оптимистичной – увеличение доли рынка при сохранении рентабельности. В этом случае, товар будет являться звездой, то есть продуктом с высокой долей рынка и низкой рентабельностью в связи со значительными расходами на выведение товара на рынок.

Пессимистичная – сохранение невысокой доли рынка при увеличении рентабельности. В этом случае продукт будет называться «собакой». Ведь сохранять продукт с низкой долей рынка, хотя и с высокой рентабельностью – не целесообразно. Перспектив у данного продукта, практически, нет, поэтому его необходимо выводить из портфеля (как собаку выгонять из дома).

Помимо звезды, трудного ребенка и собаки, у товара есть возможность стать «дойной коровой», то есть продуктом с высокой долей рынка и высокой рентабельностью. Как правило, в такую категорию попадают товары после прохождения стадии «звезда». Продукты такого типа обеспечивают основную прибыль компании.

Таким образом, чтобы развиваться, компания должна обладать стабильным портфелем продуктов. Все его ячейки должны быть заполнены и сбалансированы. Должно быть много продуктов, только выведенных на рынок. Часть из них станет звездами, а часть – собаками. Управление этим процессом позволит обеспечить равновесие между затратами на выпуск новых продуктов и сохранение старых. Далее необходимо управлять жизненным циклом товара – становления продукта «звездой» и «дойной коровой». После насыщения рынка, необходимо будет грамотно вывести товар.

Добавить комментарий

Share This